Исследователи рассчитали доходность винных инвестиций за 112 лет

Элрой Димсон — профессор Кембриджской и Лондонской бизнес-школ (Cambridge Judge Business School и London Business School) провел колоссальное научное исследование вина как предмета инвестиций. Он проанализировал большой массив сделок по вину инвестиционного качества за последние 112 лет и показал, какую доходность приносят винные инвестиции в абсолютном выражении и относительно других классов активов.

Также он показал взаимодействие между потреблением и ценностью владения при ценообразовании дорогих вин и показал, что инвестирование в вино приносит измеряемую эмоциональную пользу.

Доходность инвестиций в вино
Элрой Димсон

Исследователи собирали данные с 1900 и до конца 2012 года по сделкам с винами категории Премье Крю (Premier Cru) из Бордо: Лафит, Латур, О-Брион, Марго и Мутон (Lafite, Latour, Haut Brion, Margaux и Mouton). По первоисточникам Димсон и его команда тщательно воссоздали уникальную базу данных по истории цен на вино, используя данные аукционного дома Кристис и Берри Бразерс и Радд (Christie’s и Berry Bros & Rudd), старейшего и крупнейшего лондонского винного дилера. Они изучили цены сделок по шато, году производства, году продажи и виду сделки—  через дилера или на аукционе.

Исследователи использовали данные о ежегодном объеме продукции, чтобы оценить влияние предложения на цены. Также они собрали информацию о температуре в течение сезона созревания и дожде в течение сезона урожая, чтобы определить качественные и посредственные миллезимы. Всего они обработали сведения о 9492 зарегистрированных и описанных сделках с вином.

4,1% годовых — такова реальная (с учётом инфляции) средняя годовая доходность инвестиций в вино с 1900 по 2012 гг., после расходов на страхование и хранение.  Это соответствует номинальной (без учёта инфляции) среднегодовой доходности в размере 8,2%.

 

Это второе место по доходности среди всех рассматриваемых Димсоном активов за указанный промежуток времени. На первом стоят акции.

Инвестиции в виноградники
График доходностей разных активов с поправкой на инфляцию. Цены в геометрической прогрессии. За последние 112 лет. Слева направо: вино, акции, долгосрочные гособлигации, краткосрочные гособлигации, предметы искусства, марки.

Да, по сравнению с вином акции гораздо более волантильны. Но на график повлияла нестабильная цена на вино во время Второй Мировой войны. Цены взлетели с началом войны, а после окончания пришли в норму. Сказался факт гитлеровской оккупации Франции, когда поставлять вино из Франции в Великобританию было просто невозможно.

Надо учесть, что исследователи брали для сравнения именно цены на вино в Великобритании, и цены именно британских акций. Если бы можно было исключить этот период как нерепрезентативный, то волатильность вина была бы не выше волантильности облигаций (как это и есть на последних 10-20-летних промежутках времени).

Исследователи неоднократно подчеркивают, что вино — это актив с ограниченным предложением и неограниченным спросом со стороны тех, кто может себе это позволить. И этот спрос приобрёл поистине всемирный характер только в последние 30 — 40 лет.

Также отмечено, что доходность вина была бы исторически больше, если бы его доступность для потенциальных потребителей была исторически такой же, как сейчас. Рост числа миллионеров и рост размера мирового богатства (global wealth) влияют на эскалацию цен на вино категории Grand Cru.

Таблица изменения доходностей разных классов активов с 1900 по 2012 г., в арифметической и геометрической прогрессии, с учётом и без учёта инфляции, с демонстрацией стандартного отклонения и дисперсии годовых результатов. Все данные приведены в фунтах стерлингов. Сверху вниз: Номинальная доходность: вино, акции, долгосрочные гособлигации, краткосрочные гособлигации, предметы искусства, марки, инфляция. Реальная доходность: акции, долгосрочные гособлигации, краткосрочные гособлигации, предметы искусства, марки.

Психологическая прибыль

Старые вина, живопись, первые издания и редкие марки часто называют активами страсти или эмоциональными активами. Владение ими имеет неденежные преимущества, которые можно описать как психологическую прибыль. Это не вполне метафора — в случае с вином психологическую прибыль можно даже подсчитать. Поведенческая теория финансов утверждает, что инвестиции в финансовые активы затрагивают и человеческие эмоции. Димсон и его коллеги-исследователи приняли во внимание двойную природу вина: продукта потребления (предмета роскоши) и предмета коллекционирования.

Одна их целей работы Димсона заключалась в том, чтобы смоделировать эффект старения (выдержки) на цену вина. Кроме того, они обнаружили, что цены на вина высокого и низкого качества миллезима меняются по-разному. Цена вина низкого качества сначала падает, до тех пор пока текущая стоимость владения не превысит ценность потребления, и тогда цена начинает расти вместе с возрастом вина.

Цена вина высококачественного миллезима серьезно растет, пока вино не вызреет, затем стабилизируется, а затем снова начинает расти, когда начинает преобладать ценность вина как предмета коллекционирования. Исследование как само собой разумеющееся утверждает, что вино инвестиционного качества – это мейнстрим в портфеле богатых частных лиц.

 

Первоисточник: Dimson, Elroy and Rousseau, Peter L. and Spaenjers, Christophe, «The Price of Wine» (October 20, 2014). HEC Paris Research Paper No. FIN-2013-1019.

Источник: Fine Wine Experts

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *